Чему нужно учиться в 2021 году: ключевые навыки и профессии будущего
Мир постоянно меняется. Искусственный интеллект, автоматизация и роботизация заставляют нас пересмотреть свои взгляды на работу. Некоторые рабочие места будут утрачены, но появятся новые. Команда Bel.biz составила список ключевых навыков, которые потребуются в будущем.
Каким будет будущее работы
Согласно McKinsey Global Institute, уже к 2030 году примерно в 60% профессий по крайней мере треть видов деятельности будет автоматизирована. Поскольку у машин все лучше получается выполнять «человеческие обязанности», работники будут вынуждены искать новые рабочие места в других отраслях.
Роботы могут заменить работников физического труда (грузчиков, уборщиков, специалистов по установке и ремонту оборудования, мойщиков посуды), специалистов сферы обслуживания потребителей (работников общественного питания, продавцов, работников отелей). По-прежнему востребованными будут учителя, преподаватели вузов и другие специалисты в области образования, компьютерные инженеры, а также представители креативных специальностей (артисты, дизайнеры).
Еще до пандемии специалисты предрекали рост рабочих мест в здравоохранении. В частности, прогнозы были связаны с тенденцией к старению населения. Причем ожидалось, что востребованными будут не только врачи и медсестры, но и помощники по уходу на дому, помощники по личной гигиене, младший медицинский персонал.
По прогнозу Business Insider, в США будет требоваться гораздо больше дипломированных медсестер — рост рабочих мест с 2019 до 2029 года составит 221 тысячу. Еще больше будут нуждаться только в разработчиках программного обеспечения, аналитиках и тестировщиках. Впрочем, больше рабочих мест станет и для маркетологов, общих и операционных менеджеров, финансовых менеджеров, специалистов по управлению проектами и бизнес-операциям.
Пандемия коронавируса заставила многих перейти на удаленную работу. McKinsey Global Institute предполагает, что некоторые формы удаленной работы сохранятся еще долгое время после того, как COVID-19 получится победить. Переход на удаленную работу потребует многих изменений, в частности, инвестиций в цифровую инфраструктуру, освобождения офисных площадей, структурных преобразований городов, сфера общественного питания, коммерческой недвижимости и розничной торговли. Большинству компаний придется пересмотреть бизнес-процессы.
Конечно, будущее работы будет отличаться в разных уголках Земли. Так, переход на удаленку более вероятен для стран с развитой экономикой. Одновременно с этим все большей людей понимают, что они не привязаны к одной стране или к одному городу, а живут в глобальной деревне и должны мыслить глобально. Меняется восприятие работы: люди больше не хотят просто делать что-то и получать зарплату. Для них важно приносить пользу обществу.
Какие навыки необходимо развивать
Какую бы работы вы не выполняли, есть универсальные навыки, которые пригодятся для решения множества задач. Тем более что эксперты давно говорят о том, что современный человек может сменить на протяжении жизни несколько профессий. А значит, необходимо владеть не только жесткими (hard skills), но и гибкими навыками (soft skills).
Осознанное обучение
Американский исследователь, автор книги «Как научиться учиться» Ульрих Бозер уверен, что обучение — это «процесс, метод, система понимания. Это деятельность, требующая сосредоточенности, планирования и анализа, и, когда люди понимают, как именно следует учиться, они гораздо эффективнее овладевают требуемыми знаниями и навыками».
Бозер советует искать ценность в навыках и знаниях, ведь крайне сложно научиться чему-то, что кажется бессмысленным. Вы должны точно определить, какими навыками хотите овладеть, и поставить перед собой конкретные цели. На последующих этапах обучения необходимо оттачивать навыки, расширять сферу учебы, а также переосмысливать изученное — оценивать степень понимания материала, анализировать полученные знания.
Стрессоустойчивость
Небольшой стресс полезен для человека, потому что он мотивирует и тренирует выносливость. Классический пример — работа над новым проектом, в котором предстоит проявить сильные стороны и сделать что-то более сложное, чем обычно. Вы не сильно перегружены, а дедлайн оговорен. Такой опыт будет полезен и принесет положительные эмоции.
Но хронический или чрезмерно интенсивный стресс опасен, он может подорвать здоровье и привести к тяжелым заболеваниям. Чтобы избежать его, постарайтесь воспринимать неприятности на работе, как временные трудности. Не отстраняйтесь от решения проблем: предпринимайте усилия, чтобы их преодолеть. Вместе с тем откажитесь от тотального контроля. В любой проблеме есть факторы, которые вам неподвластны. Если вы будете зацикливаться на них, то автоматически настроите себя на стресс.
Уделяйте внимание своим потребностям. Чтобы эффективно работать, нужно полноценно отдыхать, высыпаться, правильно питаться и заниматься физкультурой.
Критическое и креативное мышление
Навык мыслить критически помогает человеку проанализировать полученную информацию, сформулировать отношение к ней и принять решение в соответствии с ситуацией. Некоторые полагают, что человек, обладающий критическим мышлением, постоянно все критикует и подвергает сомнению. На самом деле навык помогает правильно интерпретировать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою позицию.
Критическое мышление связано с креативностью. Благодаря нему человек становится более открытым к новым идеям и может выйти за границы стереотипов. Способность придумывать нестандартные решения ценится во многих профессиях — от маркетолога до программиста.
Управление проектами
Необходимый набор знаний менеджера проекта включается технические навыки и знания о своей отрасли. Но чтобы проект был по-настоящему успешным, нужны гибкие навыки, которые позволяют планировать работу, общаться с коллегами и координировать их работу. Управление проектами включает много гибких навыков, в частности критическое мышление, тайм-менеджмент, лидерство, коммуникативные навыки.
Рекомендуем обратить внимание на методологии Agile и Scrum, которые прочно вошли во многие сферы бизнеса.
Лидерские навыки
Не все из нас от природы прирожденные лидеры. Но развить в себе определенные качества в той или иной степени может каждый человек. А если вы хотите достигнуть карьерных высот, они необходимы.
Автор книги «7 навыков высокоэффективных людей» Стивен Кови считает, что лидер должен иметь активную жизненную позицию, уметь четко ставить цели и видеть желаемый результат работы, определять приоритеты и управлять конфликтами. При возникновении сложной ситуации он должен найти решение, от которого выиграют все стороны.
Также Кови отмечает, что для лидера важно умение слышать собеседника и способность осознанно подходить к развитию потенциала сотрудников, их мотивации. Даже достигнув больших успехов, эффективный менеджер должен учиться. Это позволит правильно реагировать на любые изменения ситуации.