Во время переходного возраста подростки находятся на самом близком расстоянии от воображаемой границы, которая делит все наши поступки на законные и незаконные. Попытка самоутвердиться, желание иметь то, на что не хватает денег у родителей, или просто стремление привлечь внимание — все это часто не дает увидеть такую границу. После разбирательств в школе или районной инспекции по делам несовершеннолетних некоторые из них начинают понимать, насколько страшно разрушить свою жизнь из-за внезапного, непродуманного желания.
Уберечь ребенка от совершения преступлений и помочь ему не встать на криминальный путь можно только благодаря совместной работе как семьи, так и школы, учреждения дополнительного образования, комиссий по делам несовершеннолетних.
Многие исследователи в качестве причины противоправного поведения подростков также указывают на фрустрированность потребности в уважении, признании, которая считается одной из базовых потребностей человека и закладывается с раннего детства именно в семье. Когда самооценка подростка не находит опоры в семье и потребность в самоуважении остается нереализованной, развивается резкое ощущение дискомфорта, которое личность не может выносить долго. И одним из распространенных путей разрешения этой конфликтной ситуации является переход подростка в группу, где его самооценка находит адекватную оценку. Зачастую такими группами оказываются группы с асоциальной направленностью.
Что могут сделать родители, чтобы огородить своих детей от совершения ими противоправных действий:
необходимо ясно сформулировать взрослеющему человеку его права и обязанности, определить круг видов деятельности, которые ему разрешены и доступны, и ответственность за них. Быть терпеливым и помнить, что для того, чтобы избавиться от нежелательных привычек, нужно время;
в конфликтных ситуациях не стараться одержать победу любой ценой – родитель тоже имеет право менять взгляды, он не застрахован от ошибок, кое в чем можно и уступить;
действовать только тактично;
выслушивать все, реагируя позже, выбрав подходящий момент, без раздражения, высказывая свое мнение, вносить поправки в услышанное;
быть самокритичным, принципиальным, стараться настолько укрепить доверие ребёнка, чтобы он делился с вами своими проблемами;
не пытаться загнать ребёнка в угол, поставить в затруднительное положение;
требуя что-то от ребёнка, нельзя торговаться;
стараться соблюдать принцип: чем больше мы уважаем человека, тем выше наши требования к нему.
Правонарушения среди подростков гораздо проще предупредить, чем вести борьбу с ними. Предотвратить правонарушения среди подростков можно только путём целенаправленной работы с ними. В учебных заведениях этим занимаются педагоги и психологи. Но ведущую роль в становлении личности подростка играет его семья. И только во взаимодействии с вами, родителями, вместе, мы сможем добиться результата и проблемы с подростковой преступностью обойдут вас стороной.
ИЗМЕНЕНИЯ В КОДЕКСЕ КОАП РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ С 01 МАРТА 2021 ГОДА