Поведение учеников в школе может быть напрямую связано с событиями, произошедшими в жизни ребенка и его семьи. Учитель, обращая внимание на такие события, может выявить среди детей группу риска. Сюда входят дети, в жизни которых произошли негативные события (например, смерть близкого, серьезный конфликт со сверстниками, факты насилия, разрыв отношений, развод родителей). Именно эти события могут оказать негативное влияние на состояние и поведение ребенка. Поддержка и внимание учителя могут стать надежной опорой для выхода из кризисной ситуации.
Действия учителя при выявленном у ребенка кризисном состоянии.
Основные задачи учителя при взаимодействии с ребенком, находящимся в кризисном состоянии, – прояснить ситуацию, убедиться, что ребенок находится в безопасном окружении, и при необходимости мотивировать на обращение к специалисту (школьному педагогу-психологу или иным специалистам). Будьте внимательным слушателем. Не давайте советов. Вы можете оказать неоценимую помощь, выслушав ребенка и дав ему возможность выразить свои эмоции. Даже если вы просто молча посидите с ним, это будет доказательством вашего заинтересованного и заботливого отношения.
При беседе с ребенком необходимо придерживаться следующих правил:
быть спокойным, не паниковать. Важно, чтобы ваше личное эмоциональное состояние не выходило из-под контроля.
выбрать место беседы без посторонних лиц. Никто не должен слышать и прерывать разговор.
пространство во время беседы между вами должно быть свободным. Исключите расположение через стол.
приглашать на беседу следует лично, без участия третьих лиц.
необходимо запастись временем. Следует показать ребенку, что важнее этой беседы для вас ничего нет. В процессе беседы не стоит отвлекаться на другие дела, вести записи и посматривать на часы.
помнить о том, что нотации, критика, повышенный и эмоциональный тон речи не эффективны, а даже вредны (ребенок может закрыться и ничего не рассказать). Необходимо строить беседу на доброжелательном и безоценочном отношении к ребенку.
дайте возможность ребенку высказаться, не перебивайте, говорите только тогда, когда перестанет говорить ребенок.
ориентируйтесь на события, нормы и ценности ребенка, исключая акцент на социально принятые нормы и правила.
Примеры ведения диалога с ребенком, находящимся в кризисном состоянии.
Если ребенок говорит:
«Ненавижу учебу, школу, учителей, родителей и т.п.».
Рекомендуемые варианты ответа для учителя:
«С кем ты можешь поговорить, когда тяжело на душе?»
«Кто в твоей жизни сейчас наиболее важен и дорог?»
«Что ты хочешь делать, когда это чувствуешь?»
Нерекомендуемые варианты ответа:
«Когда я был (а) в твоем возрасте…»
«Не ленись, займись делом!»
Если ребенок говорит:
«Я расстроен, все кажется таким безнадежным…».
Рекомендуемые варианты ответа для учителя:
«Люди могут испытывать разные эмоции, могут быть подавлены, грустить. Наши чувства и эмоции подают нам сигнал о том, что что-то происходит. Когда человек чувствует безнадежность, можно подумать, какие проблемы у него есть, и какую из них надо решить в первую очередь».
«Иногда мы чувствуем себя подавленными, неспособными что-либо изменить, но потом это состояние проходит».
Нерекомендуемые варианты ответа:
«Подумай лучше о тех, кому еще хуже, чем тебе».
«Ты ведь живешь гораздо в лучших условиях, чем другие дети. Тебе бы следовало благодарить судьбу».
«Хватит ныть».
Если ребенок говорит:
«Я совершил ужасный поступок…»
Рекомендуемые варианты ответа для учителя:
«Давай сядем и поговорим об этом».
«Я готов(а) тебя поддержать, если ты захочешь»
«Давай подумаем, какие могут быть выходы из этой ситуации».
Нерекомендуемые варианты ответа:
«Надо было сначала думать, потом делать!».
«Что посеешь, то и пожнешь!».
Если ребенок говорит:
«Всем было бы лучше без меня!»
Рекомендуемые варианты ответа для учителя:
«Кому именно?».
«На кого ты обижен?».
«Ты очень много значишь для нас, меня очень беспокоит твое настроение. Скажи мне, что происходит?».
Нерекомендуемые варианты ответа:
«Не говори глупостей. Давай поговорим о чем-нибудь другом».
Если ребенок говорит:
«Вы не понимаете меня!»
Рекомендуемые варианты ответа для учителя:
«Что я сейчас должен/должна понять? Я действительно хочу это знать. Для меня это важно».
«Что бы помогло тебе прямо сейчас почувствовать себя лучше?».
Нерекомендуемые варианты ответа:
«Я очень хорошо тебя понимаю».
«Кто же может понять современных детей? Мы были другие».
Если ребенок говорит:
«А если у меня не получится?»
Рекомендуемые варианты ответа для учителя:
«Если не получится, я буду знать, что ты сделал все возможное».
«Случались ли уже в твоей жизни похожие ситуации? Как тебе тогда удавалось с ними справиться?».
Нерекомендуемый вариант ответа:
«Если не получится – значит, ты недостаточно постарался!».
Важно сохранять заботу и поддержку, даже если критическая ситуация миновала. Очень часто взрослые расслабляются и перестают уделять необходимое внимание детям, думая о том, что кризис миновал. Эмоциональные проблемы и душевная боль, не проходят быстро и редко разрешаются полностью, даже когда кажется, что худшее позади.