Как распознать буллинг. Признаки буллинга.
- Ученик на всех переменах один.
- Он всегда один выполняет задания в малых группах.
- Ученик приходит в класс в потрепанном виде: разорванная, испачканная одежда, синяки, ссадины – следы драки.
- Послушный ребенок вдруг начал опаздывать в школу или сидеть в классе после уроков, чего-то выжидая.
- Стал хуже учиться.
- Стал хуже себя чувствовать (психосоматика).
- С кем-то из учеников никто не хочет сидеть.
- Группа детей стоят плотным кольцом, озираются, возбужденно что-то обсуждают, чувствуется агрессия.
- Группа детей после уроков ждет кого-то на школьном дворе.
- Старшеклассники вертятся возле туалетов младших классов.
- В столовой кто-то покупает на свои деньги еду для другого.
- Те, кто сильнее физически или старше, постоянно «просят взаймы» у младших детей или требуют дать позвонить по их телефону.
- Один ученик отбирает спортивную форму (кроссовки) у другого: «просит» поделиться. Ребенок просит деньги у родителей – якобы в школе собирают на какие-то нужды.
Принципы профилактики буллинга в школе.
Известно, что школьный буллинг не имеет шансов зародиться в тех классах, где альфой выступает сам учитель. При этом не важно, обладает педагог положительным авторитетом или тиранит детей. В первом случае он может эффективно пресекать проявления насилия, опираясь на уважение и любовь учеников. Во втором дети вынуждены сплотиться, чтобы противостоять давлению, на междоусобицы не хватает энергии.
Помогают совместно созданные правила группы. Их можно выписать на отдельном плакате и повесить в классе. Но они не должны быть формальными. Группа и учитель постоянно мониторят их исполнение и обсуждают, что еще нужно сделать, чтобы класс стал более дружным и сплоченным.
- Если что-то испортило репутацию ребёнка, нужно приложить силы, чтобы поднять авторитет, показать его в выгодном свете.
- Нельзя затягивать с мерами пресечения любых насмешек над слабостями одноклассников, презрительных замечаний в их адрес.
- Дать проявиться детям (особенно непопулярным) в их дарах, помочь увидеть коллективу их полезность и ценность для всего класса.
- Недопускать при всём классе оценивать и обсуждать неблагополучные и личные качества ребёнка.
- Объединять класс совместными мероприятиями: поездки, участие в школьных мероприятиях, часы общения, экскурсии, прогулки, игры в перемену.
- Максимально включать весь класс в процесс работы, чтобы не почувствовали не востребованными.
- Нельзя сравнивать способности между детьми.
- Проводить упражнения на совместную деятельность; учить давать отпор обидчикам, постоять за себя.
- Организовать внеурочную деятельность обучающихся (занятия в кружках, секциях).
- Организовать дискуссии, игры-размышления, просмотр видеоматериалов и фильмов, демонстрирующих специфические проблемы молодежи (секс, наркотики, насилие), санитарно-просветительская работа.
- Рассказывать родителям о буллинге и позиции школы заранее, в начальной школе!!!
Формирование у учащихся конструктивного поведения на случай боулинга в их адрес.
Дети должны уметь и быть готовы: рассказать о случае буллинга своим родителям, либо взрослым, которым они доверяют, например, учителю, воспитателю, руководителю студии и т.п.; вести себя уверенно; искать друзей среди сверстников и одноклассников; избегать ситуаций, в которых возможен буллинг; заниматься методично и последовательно восстановлением своей самооценки с помощью специалиста, если нужно; быть настойчивым и задиристым (хотя бы внешне); не надеяться (мечтать) отомстить с помощью еще большей жестокости и не применять оружие; учиться использовать юмор - самое мощное оружие против вербальной агрессии.
Неэффективные методы преодоления буллинга. (что не надо делать)
- Перекладывать всю ответственность на психолога.
- Переадресовать проблему родителям.
- Провести мероприятие, акцию – вообще, что- либо единовременное и краткосрочное.
- Отправлять участников (жертву и буллера) к директору, требовать от буллера извинений.
- Рекомендовать жертве не обращать внимания.
- Неэффективный вызов жалости.
- Определение проблемы травли как личной проблемы жертвы.
- Долгие объяснения случившегося.
- Признание правомерности правил игры «бей или ударят», обвинения или наказания.
- Последнее — пример насилия уже со стороны учителей, поскольку наказывать можно, но в очень крайнем случае.
Эффективные методы включают:
- Разговор с детьми младшего школьного возраста, порицание. До 12 лет проблему буллинга в школе решить проще, чем со старшими детьми. В этом возрасте у школьников еще не сформированы моральные принципы, и они опираются на мнение учителя. Достаточно будет провести беседы со всеми участниками травли, показать неприглядность поведения агрессоров и выказать собственное негативное отношение к происходящему.
- Влияние на агрессора извне. После 12 лет моральные убеждения уже сформировались, и их будет не так просто изменить. Личность и авторитет взрослого отходят на второй план, а на первый выходит рефферентная группа ровесников. Поэтому действовать придется тонко, исподволь формируя общественное мнение.
- Привлечение авторитетного союзника. Сначала надо попробовать переубедить, объяснить недопустимость и неэффективность буллинга. Разговаривать с классом должен авторитетный для детей педагог или взрослый, потому что здесь все зависит от силы убеждения и внутренней веры в то, что говорится. Иначе все пролетит мимо ушей. Дети должны уважать этого человека, прислушиваться к нему. Если придет такой же по значимости для них учитель, вся беседа не будет иметь смысла.
Действия педагога
- Не игнорировать, не преуменьшать значение. Если в школе пришли к общему пониманию и соглашению о том, что буллинг является проявлением насилия, то тогда даже у тех, кто не является прямыми участниками, повышается восприимчивость к ситуациям буллинга и появляется способность адекватно реагировать.
- Занять позицию. Если учителю стало известно о случае буллинга, или он стал свидетелем такого случая, он должен занять ясную и недвусмысленную позицию и попытаться добиться того, чтобы по меньшей мере «наблюдатели», а по возможности и сам буллер также изменили свою позицию в отношении происходящего, а также объяснить им, каковы психологические последствия для жертвы в этой ситуации.
- Разговор с классом. Обсудить с ребятами в классе случай буллинга. Такой разговор лишит ситуацию насилия покрова «тайны», сделает ее явной для всех, поможет разрешить конфликтную ситуацию, вместе обсудить имеющиеся правила против боулинга или выработать новые. При этом активно используется потенциал тех школьников, которые ведут себя позитивно. Проинформировать педагогический коллектив Педагогический коллектив должен знать о случае боулинга и взять ситуацию под контроль. В особо трудных случаях необходимо обратиться за помощью извне, например, в комиссию по делам несовершеннолетних, центр психологического консультирования, в Совет отцов, в церковь и т.д.
- Пригласить родителей для беседы. Если буллинг имеет место в начальной школе, то особенно важно, как можно раньше привлечь родителей, обсудить с ними тревожные сигналы, свидетельствующие о буллинге, и какими могут и должны быть стратегии реагирования. Программа шефства Система шефства старших школьников над младшими создает коммуникативное пространство, способствующее более быстрому обнаружению случаев боулинга и привлечению шефов к разрешению таких ситуаций.
План беседы с детьми должен содержать такие ключевые моменты:
- Прямота. Называем проблему своим именем — это травля, гнобление. Не стоит ходить вокруг да около, дети этого не любят. Объясните, что травля — это проблема класса, а не конкретного человека. Насилие похоже на инфекционную болезнь, которой заболел коллектив, и нужно всем заботиться о здоровье внутри их группы. Отношения стоит содержать в чистоте так же, как лицо и одежду.
- Смена ролей. Приведите пример таким образом, чтобы каждый почувствовал себя на месте жертвы. Этот метод можно применить наедине с агрессором или с учителями, если они не понимают серьезности происходящего: «Представь себе, что ты заходишь в класс, здороваешься, а от тебя все отворачиваются, что ты почувствуешь?» Объясните, что люди разные, и у каждого человека имеются особенности, которые могут раздражать других.
- Введение новых правил поведения и ответственность. Предложите альфам, инициирующим насилие, взять на себя ответственность за новшества. Это поможет им сохранить лицо и выйти из деструктивной позиции. Что касается изменений, то они могут коснуться досуга в свободное школьное или внешкольное время.
- Помощь специалиста. Пригласите психолога, чтобы провел специальные психологические игры, дающие возможность почувствовать себя на месте жертвы и осознать недопустимость буллинга.
Выделяют несколько видов нападок:
- нападки на социальный статус (Ты гасторбайтер! Одни черные!);
- нападки на коммуникацию (Шепелявая!);
- угроза применить насилие и применение насилия;
- нападки на социальные связи (отношения);
- нападки на внешность (Во, какие буфера!).
Наиболее распространенные акты буллинга:
- негативные разговоры о ком-то за его за спиной;
- распространение слухов и лживых сведений;
- обзывание и придумывание обидных прозвищ;
- выставление в смешном виде;
- унижающие и обесценивающие взгляды и жесты;
- передразнивание;
- объявление глупым («дураком»);
- не позволение сказать свое слово, ответить;
- изоляция от остального классного сообщества (байкот);
- отбирание, прятание, повреждение школьных принадлежностей и/или других вещей, одежды;
- необоснованные обвинения;
- пинки, удары;
- шантаж, вымогательство;
- сексуальные домогательства.
Прямой, активный буллинг
Основные действия:
- дразнить;
- угрожать;
- обесценивать;
- оскорблять;
- унижать;
- компрометировать;
- преследовать, причинять неприятности, мучить.
Непрямой, пассивный буллинг
Основные действия:
- изолировать;
- вредить репутации;
- распространять слухи;
- отбирать личные вещи и портить их.
Особо жестокий буллинг
- Физическое насилие, заставляющее жертву страдать.
- Деяния, граничащие с уголовно-наказуемыми.