Об эмоциональном выгорания говорят достаточно много. Особенно это актуально в сложные кризисные периоды, когда жизненные трудности нагнетают и без того непростую обстановку на работе и в семье. По степени эмоциональной напряженности нагрузка учителя очень высока, из-за чего педагоги в значительной степени подвержены эмоциональному выгоранию. Эмоциональное выгорание – это состояние физического, эмоционального и психического истощения, вызванное долгосрочным влиянием эмоционально тяжёлых ситуаций. Это состояние в конечном счете влияет на общее самочувствие, мотивацию, отношения и поведение человека.
На какие признаки стоит обратить внимание?
Хроническая усталость.
Дискомфортные физические ощущения.
Изменение привычного режима сна и питания.
Неспособность сосредоточиться и решать проблемы.
Снижение эффективности на работе и в других сферах жизни.
Частые ссоры с членами семьи, друзьями или коллегами.
Изменение эмоционального состояния.
Пренебрежение собственными физическими и эмоциональными потребностями.
Употребление алкоголя, табака или наркотиков в целях самолечения.
Негативное отношение к себе.
Личные проблемы, стресс, ранее пережитые кризисные ситуации также влияют на общее психоэмоциональное состояние и профессиональную эффективность.
Как не выгореть и сохранить самообладание?
Первое средство и самое важное – забота о себе. Заботиться о себе – главное правило работы учителя. Чтобы быть ресурсом и примером для учеников, пожалуйста, не пренебрегайте этим правилом! Отсутствие заботы о себе может вызвать эмоциональное выгорание.
Как можно заботиться о себе и о себе в профессии?
Во-первых, оставляйте время для себя и своей семьи. Обязательно находите возможность отвлечься. Выделяйте время, которое будет принадлежать только вам, займись чем-то приятным, позвольте себе расслабиться и ненадолго забыть о десятках незаконченных дел. Займитесь любимым делом, прогуляйтесь на свежем воздухе. Проводите время со своими родными или друзьями. Делитесь своим эмоциональным состоянием с близкими людьми. Если тяжело на душе – не прячьте свои эмоции, поделитесь ими с теми, кто готов выслушать. При необходимости обратитесь за помощью и поддержкой к психологу.
Во-вторых, следите за своим физическим состоянием: хорошо питайтесь, высыпайтесь, поддерживайте здоровый образ жизни, найдите подходящий для себя вид физической активности, следите за своим здоровьем, при необходимости своевременно проходите лечение. Хорошее физическое состояние поможет легче справляться с ежедневными трудностями.
В-третьих, отрегулируйте свой график: расставьте дела по их приоритету. Установите, какое время дня для вас наиболее продуктивно и используйте его для наиболее важных дел. Планируйте свой день, не пытаясь выполнить одновременно все задачи, распределите нагрузку и не откладывайте сложные дела на последний момент. Сформируйте оптимальный для себя график труда и отдыха.
В–четвертых, возьмите за правило устраивать или посещать регулярные групповые встречи с коллегами – общаться, поддерживать друг друга, обсуждать рабочие вопросы, разбирать сложные ситуации, делиться опытом.
В-пятых, актуализируйте прошлый положительный опыт. Возможно, вы уже не раз были в сложных ситуациях. Вспомните, что помогало справляться вам в трудных ситуациях раньше? Разработайте подробный план ваших действий, который позволит вам справиться с профессиональными задачами, наладить контакт с учениками и сохранить своё здоровье.
Работа учителя крайне эмоционально затратная. Не забывайте о саморазвитии, в которое входит:
Эмоциональная грамотность. Развивайте эмоциональную устойчивость и гибкость, умение грамотно предъявлять ученикам свои чувства и реагировать на эмоциональные проявления детей. Учителю полезно иметь знания и опыт по взаимодействию с «трудными детьми», уметь переключаться, импровизировать. Если не подходит какой-то из способов коммуникации – ищите новый, обсуждайте свои поведенческие стратегии с коллегами, вырабатывайте совместно более подходящие.
Самопознание позволит развивать свои ресурсные стороны. У каждого человека есть свои способы, стратегии как справиться со стрессом. Знание собственных стратегий совладания с трудностями и их развитие позволит вам успешно справиться со сложной ситуацией.
Поиск союзников или развитие коммуникативных навыков. За нежелательным поведением ребенка всегда что-то кроется. Ищите союзников среди родителей, спрашивайте о том, как ведет себя ребенок дома. Возможно, в семье ученика что-то происходит. Коммуникация с родителями может дать понимание, как выстраиваются взаимоотношения в семье, ведь ребенок может использовать негативное поведение для привлечения внимания к своему состоянию и решения какой-то проблемы, которую он не может решить самостоятельно. Взаимодействие с родителями поможет выработать такой алгоритм взаимодействия, который сведет нежелательное поведение на нет. В сложной ситуации командный подход пойдет только на пользу: привлекайте родителей, педагогов-психологов, педагогов социальных и, если есть необходимость, администрацию.
Принятие ситуации и извлечение пользы. Откажитесь от стратегии поиска виновных. Даже если таковые будут найдены, ситуация уже случилась, изменить можно только ее последствия, но не саму ситуацию. Все что мы можем делать – это работать с последствиями и пользоваться нашим опытом, пусть и негативным, который поможет нам в будущем принимать правильные решения.
В наше непростое время дозируйте поступающую информацию, сосредоточьтесь на себе и своих ощущениях, давайте себе отдых, и эмоциональное выгорание обойдет вас стороной.