29 сентября - Всемирный день моря
Тема 29 сентября 2022 года — «Новые технологии для более экологичного судоходства». Этот девиз подчеркивает, что достичь углеродно нейтрального зеленого судоходства можно только с помощью внедрения инноваций. Это касается всех его составляющих: от постройки корабля до его утилизации, от прокладки эффективных маршрутов до оптимизации логистических цепочек, от производства топлива до переработки бытовых отходов.
Морской транспорт — один из самых экологичных. Среднестатистический корабль для перевозки одной тонны груза на один километр выделяет в атмосферу 15 граммов углерода. Грузовик — 50 гр, а самолет — 540. Тем не менее основным топливом для судов остается мазут. Это тяжелое топливо с большим содержанием серы, что не только загрязняет атмосферу, но и провоцирует выпадение кислотных дождей.
Разработка новых типов топлива и двигателей — важное направление для достижения целей зеленого судоходства. Инновации требуются и для внедрения уже существующих решений. Переход на газовые двигатели требует новых проектов судов, так как сжиженный газ хранится под большим давлением и небезопасен. Системы очистки выбросов и поглощения углерода уже привычны в тяжелой промышленности, но их установка на движущиеся суда — тоже не тривиальная инженерная задача.
Значительных выгод можно добиться, оптимизировав сами грузоперевозки. Каждый третий транспортный контейнер в мире перевозится пустым. Учитывая, что за год транспортируется 6 с половиной миллионов контейнеров, это означает более 12 тысяч тонн CO<sub>2</sub>, выброшенного для перевозки воздуха. Кроме того, сами транспортные компании теряют из-за этого 20 миллионов долларов ежегодно. Разработка новых цифровых решений для планирования и оптимизации торговых маршрутов — один из возможных путей решения проблемы.
Большой потенциал у возобновляемых источников энергии. Установка парусов позволяет экономить от 20 до 60% топлива в зависимости от их конструкции и размеров корабля. В большинстве своем ветряные и солнечные установки гибридные и служат лишь дополнением к основной энергоустановке. Что касается биотоплива, то часть кораблей уже использует его в качестве основного.
Конвенция MARPOL, регулирующая загрязнение с судов, становится все строже. Транспортные и судостроительные компании вынуждены постоянно искать новые решения, чтобы соответствовать ее нормам. Кроме того, это и выгодно самим перевозчикам. Более экологичное судно — более энергоэффективное, а, значит, и более дешевое. С ростом цен на топливо компании все активнее ищут способы его экономии.
Зеленое судоходство — не красивый идеал, а насущная необходимость. В нем заинтересованы все стороны. И достичь его невозможно без новых технологий, решений и разработок.
Всемирный день моря отмечается ежегодно в последнюю неделю сентября. Каждая страна в отдельности может выбрать любую дату, в 2022 году официальные мероприятия Международной морской организации (ИМО) назначены на 29 сентября.
День посвящен развитию безопасного, эффективного и устойчивого судоходства. Когда речь заходит о вреде морского флота для экологии, обычно вспоминаются масштабные катастрофы, связанные с разливами нефти, но на самом деле корабли влияют на окружающую среду не только этим.
С момента своего создания в 1958 году ИМО уделяла особое внимание вопросам охраны окружающей среды. 90% всей международной торговли приходится на морские суда. Это одновременно самый эффективный экономически и самый дружелюбный к природе метод. Вклад торгового флота в образование парниковых газов меньше, чем у автомобилей, а бесспорное лидерство принадлежит, конечно, энергетическому сектору и промышленности.
Главный инструмент для обеспечения экологичности грузоперевозок — Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов (MARPOL). Этот документ постоянно обновляется, и направлен не только на предупреждение утечек нефти, топлива и других вредных химикатов. Также конвенция осуществляет контроль за утилизацией бытовых отходов и мусора на кораблях, и уменьшение загрязнения воздуха.
Конвенция четко описывает требования безопасности при перевозке опасных грузов, в том числе нефти. Это и технические требования к проектированию судов, и инструкции по разработке транспортных маршрутов, и стандарты техники безопасности и подготовки моряков. С 80-х годов общий объем морской торговли вырос на 135%, в то время как частота аварий и разливов нефти упала с около 25 в год до всего 3. Также ИМО разработана и внедрена международная система, позволяющая оперативно и эффективно реагировать, когда аварии все же происходят, и минимизировать ущерб.
Рано или поздно у всех кораблей заканчивается срок службы. Еще один способ уменьшить загрязнение природы — отправлять их на переработку. Суда состоят в основном из стали и других сплавов, пригодных к полной переработке. За соблюдением стандартов качества в индустрии, прав работников отрасли также следит ИМО.
Загрязняют корабли и воздух. Как и весь транспорт, они являются источниками парниковых газов. Несмотря на то, что углеродный след флота невелик — всего около 2,7% от мирового, конвенцией MARPOL предусмотрены меры по его снижению. ИМО разработан и внедрен индекс энергоэффективной конструкции. Его можно считать первым механизмом, регулирующим углеродные выбросы, принятым официально на международном уровне. Индекс устанавливает максимальное количество углерода, которое выбрасывает транспортное средство при перевозке одной тонны груза на одну морскую милю. В остальном индекс никак не ограничивает производителей судов, позволяя им выбирать любые энергоэффективные решения при проектировании. Дальнейшего повышения энергоэффективности предполагают добиваться, как предоставляя налоговые льготы экологически ответственным перевозчикам, так и внедряя новые альтернативные виды топлива — газовые, гибридные и даже водородные двигатели.
Еще одна сложность — обыкновенный мусор. Экипаж и пассажиры корабля, находясь в море, производят те же отходы, что и все остальные люди. MARPOL удалось установить правила утилизации таких отходов, и, что самое важное, полностью запретить сброс в океан пластика. Несмотря на достигнутый результат, еще многое предстоит сделать. Одна из самых серьезных проблем — отсутствие во многих портах необходимой системы сбора и утилизации отходов с кораблей.
Тем не менее, некоторый мусор все же можно выбрасывать в воду в местах, где это разрешено. К ним относятся различные биологические легко распадающиеся отходы, как, например, отходы рыболовства. Можно затапливать габаритные нейтральные материалы, состоящие из бетона, стали или других неядовитых веществ. Каждое такое допущение оговаривается отдельно, и зоны, в которых сброс мусора разрешен, устанавливает ответственная за территорию страна или организация.
Значительная проблема, с которой мореплаватели столкнулись еще в древние времена, это обрастание днища корабля разными морскими организмами и водорослями. Это ухудшает характеристики корабля (и его энергоэффективность), способствует разрушению корпуса. Кроме того, создается угроза распространения инвазивных морских видов и потенциально опасных бактерий. Для борьбы с этим используются специальные покрытия и краски, содержащие токсичные элементы. ИМО, прекрасно осознавая необходимость такого подхода, все же добилась запрещения наиболее токсичных веществ, способных накапливаться в воде и донных отложениях.
В современных кораблях в качестве балласта используется вода, закачиваемая в специальные емкости. Они также могут стать источником загрязнения воды, или послужить причиной распространения инвазивных животных и бактерий, потенциально опасных и для человека. Конвенцией MARPOL регулируются правила управления балластом, не допускается сброс загрязненной воды.
Опасность распространения чужеродных видов очевидна. Одна только речная дрессена ежегодно наносит в США экономический ущерб в миллиард долларов. Проникновение гребневика мнемиопсис в Черное и Азовское моря нанесло непоправимый ущерб. По прогнозам специалистов, естественное состояние экосистем в этих морях уже никогда не восстановится.
Опасность, которую могут представлять еще неизвестные инвазивные морские виды, не известна. Результаты исследования 7 самых опасных видов в 2004 году показали, что только их влияние наносит ущерб в 10 миллиардов долларов ежегодно. Угроза же, которую могут представлять патогенные и токсичные микроорганизмы, если вода с ними попадет в водопровод или канализацию крупных городов, вообще не поддается оценке. ИМО придерживается превентивного подхода: проще предотвратить, чем бороться с проблемой.
Устойчивое развитие судоходства, таким образом, позволит не только сократить до минимума загрязнение мирового океана, но и также внести свой вклад в борьбу с изменением климата, распространением инвазивных видов. Судоходство создает рабочие места не только для непосредственно моряков, но и работников верфей, портов, конструкторских организаций. Все это позволит еще на шаг приблизиться к лучшему будущему, в котором человечество будет процветать не просто вместе с планетой, а как ее гармоничная часть.